top of page

От "Селфи" до посмертных фото


Пару лет назад мода на "селфи" казалась мне чем-то диким и безвкусным. Помню, как упорно я противилась этому движению и называла такие фотографии автопортретами. Но с годами, эта тенденция обрела свою культуру. Теперь даже очень солидные и уважаемые люди, не стесняются по случаю "забацать парочку селфи".

Сама по себе фотография перешла на другой уровень. Абсолютно в норме теперь иметь у себя в коллекции несколько профессиональных портретов, которые, например публикуются на рабочих сайтах. Корпорациям стало ясно, что любой потенциальный клиент скорее всего обратиться к человеку, к которому он может заглянуть в глаза. Пусть и на фотографии.

И это я еще не упомянула о востребованности портретов в социальных сетях, которые тоже с годами стали неотъемлемой частью нашей жизни.

Фотография с момента своего рождения пережила множество этапов:

Один из самых жутких, но интересных периодов - это 19 век и его посмертные фотографии. В те времена иметь собственный фотопортрет - была непозволительная роскошь, и лишь самые обеспеченные семьи могли похвастать своими изображениями. По-этому, для многих тогда не было иного шанса иметь фотографию скончавшегося родственника, кроме как сфотографировать его после смерти.

В начале двадцатого века появились первые частные фотоаппараты. Богатые и зачастую знаменитые люди того времени оставили нам массу фотографий своих именитых друзей. И это была эпоха первых непрофессиональных селебрити портретов.

Но мой любимый этап - это конец восьмидесятых, когда мы дорожили каждым кадром на нашей плёнке Kodak или Fuji. Помню, как волнительно было забирать конвертик с заветными 36-ю фотографиями, помню, как я смаковала каждую фотокарточку. Это был прекрасный этап познания фотографии через собственный опыт.

Потом настал этот безумный период селфи и фиксирования каждого своего шага. Даже у меня в телефоне около десяти тысяч фотографий, а ведь я стараюсь этот процесс контролировать. Я называю его мусорным фотопериодом, так как никогда еще мы не выносили столько сора из своей избы на всеобщее обозрение.

В последнее время, на мой взгляд намечается благопряитная тенденция. Мы постепенно учимся фильтровать ту информацию, которую публикуем. Мы больше не привозим из путешествия тысячу фотографий закатов и рассветов. Мы не фотографируем каждое блюдо, которое собираемся съесть. Нам теперь важнее иметь один, но профессиональный портрет, чем сотню любительских.

Мне, как фотографу, эта тенденция очень приятна. Еще лет двадцать назад фотограф - фрилансер получал в основном два типа заказов: профессиональные портфолио для актёров и моделей или детское портфолио для потенциальных актёров и моделей. А потом вдруг образовался спрос на профессиональную фотосъёмку каждого мамо мальски важного события, и в тот период фотографом стал себя называть каждый третий (пока каждый второй был психологом).

Сейчас, практически любая девушка, которая приходит ко мне на съемку, позирует не хуже Синди Кроуфорд. И портфолио у неё не меньше, чем у профессиональной модели, хотя она и кассир в банке. Кажется, её потомки устанут разглядывать фотографии бабули.

И только потомкам фотографов разглядывать будет нечего, потому что у нас как у того самого сапожника нет ни одного сапога...


bottom of page